11845

Казахстанский АТФ банк: кланы и семейства правят бал

Схемы получения госсредств для семейных подрядов хорошо известный в России. Но даже наши коррупционеры могут позавидовать той наглости, с которой действуют казахстанские банкиры и чиновники. Для Республики Казахстан кланово-преступные бизнес-модели свойственны давно. Так, местный АТФбанк используют простую как репа схему и делает это без тени стеснения.

Казахстанские предприятия и учреждения не хотят хранить деньги в Казахстане. Сие становится причиной вечного дефицита средств и дорогих кредитов. Банки в большинстве своем выполняют только операционную роль, но не являются конечными хранителями средств. В результате дорожают не только кредиты, но и растет значимость любых отрицательных процессов. Плохие кредиты из мелкой проблемы, решаемой в пределах продажи портфелей коллекторским агенствам приобретает характер бедствия национального масштаба. У этой проблемы много граней и нет единого решения. Но кажущимся праздником на пустой улице юридических вкладов является АТФБанк. Почему так произошло? Неужели АТФ придумал какой-то чудесный механизм привлечения корпоративных денег, который не может раскрыть Halyk и другие?

НАСКОЛЬКО ВСЕ ПЛОХО?

Банковская система фиксирует отток депозитов. Причем ситуация драматична во всех секторах, включая вклады физических лиц. Попытка ограничить доходность долларовых депозитах, разговоры о грядущих сложностях вывода денег и зримые перспективы обвала тенге, очень плохие предчувствия по поводу завершения аудита — вот исчерпывающий набор причин, по которым деньги уходят из страны.

Юридические лица, как крупные владельцы денежных средств используют любую возможность, чтобы купить доллар и увести за пределы. Следует отметить, что в последнее время этот процесс «демократизировался». Если раньше этот маневр был доступен немногим владельцев компаний, зарегистрированных в Швейцарии и оффшорах, то сейчас даже средние и мелкие предприятия получили подобные инструменты.

Казахстанская банковская система демонстрирует принцип «обратное неверно». Известно, что при высоких рисках бывает и высокий доход от вложений. Но низкая доходность не гарантирует стабильности. То, что казахские банки платят мизерный 1% по валютным вкладам не спасет их от разорения. В этой ситуации единственное правильное решение — это бежать из банков и ограничивать суммы только операционными фондами. Что и происходит с юридическими лицами. Доля долларовых депозитов снизилась, дедоларризация на марше — рапортует правительство. Но на самом деле деньги просто бегут из страны.

Потери хранимых корпоративных вкладов за август составили 2,4%. За 2018 год потери депозитов уже составляли 13,3% для юридических лиц. В этом году возможен еще больший отток капиталов, так как тенденция будет ухудшаться до конца года. Только за месяц из банковских счетов предприятий вынесено 180 миллиардов тенге — с последующим выводом «на зимовку» в иностранные банки.

АТФ ЛУЧ СВЕТА В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ?

Банк АТФ не кажется чем-то выдающимся. В феврале агентство S&P Global Ratings снизило его кредитную оценку до B-. 14 октября 2019 года служба рейтингов S&P подтвердила АО «АТФБанк» на уровне «B-/B» с прогнозом «Стабильный». В переводе на русский это означает — все осталось на том же уровне, т.е. плохом, и улучшений не ожидается. Ухудшение — тоже. Скорее всего.

Председатель правления АТФБанка Сергей Коваленко считает, что таким образом S&P его похвалило, хотя на самом деле сказало, что ничего не произошло.

Удивительно, но АТФ при этом демонстрирует тенденцию обратную к общенациональной. Его вклады юридических лиц за август поднялись на 3,2%, что нельзя назвать маленьким ростом — до 547,4 тенге. Банк, однако, не проводит никакой особой маркетинговой программы, направленной на предпринимателей. Есть некая программа стратегии развития, которая направлена на увеличение доли банка в секторе малого и среднего бизнеса и розничной торговле. Это не тот резерв, который обеспечивает резкий рывок в счетах юридических лиц.

АТФ банк — единственный банк, которому удалось увеличить капиталы за счет физических лиц. Весьма вероятно, что рост произошел за счет перехода какого-то очень крупного заказчика или группы заказчиков.

Косвенно о таком объяснении говорит и желание банка выпустить дополнительный тираж облигаций на триста миллионов долларов под 4% годовых в валюте. Предполагается, что эти 4% будет откуда брать — и напрашивается вывод о новых крупных клиентах.

Однако, в финансовой системе Казахстана не приняты тонкие схемы. Все проще. Следите за руками:

Есенов Галимжан Шахмарданович — Председатель Совета директоров с 01 мая 2013 года по настоящее время. Википедия разумно называет его не только председателем, но и владельцем банка. А также делает нам услугу — называет имя его жены — Айжан Есимова. Она — дочь бывшего акима города Алматы Ахметжана Есимова. Он — председатель Правления Акционерного общества «Фонд национального благосостояния „Самрук-Қазына“.

Есенов Галимжан Шахмарданович

Есенов Галимжан Шахмарданович

А в структуру Самрук-Казына входит весь цвет монополий Казахстана — железная дорога, КазМунайГаз, управление электросетями, почта, телеграф… все по списку Ильича, так сказать.

Ахметжан Есимов

Ахметжан Есимов

Эти компании и переводятся на обслуживание в банк АТФ, за счет чего банк растет и не забывает делится с нужными людьми.




Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *